В помощь школьнику. 9 класс. «Мёртвые души»
В помощь школьнику. 9 класс. «Мёртвые души»
Гоголь Мертвые души
Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.
Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.
Текст: Ольга Разумихина
Главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» — Павел Иванович Чичиков, типичный «середнячок», в облике которого нет ничего примечательного: он «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Чин Чичикова в «Табели о рангах» также находится примерно посередине: в те времена — а действие произведения разворачивается в 1830-х годах — существовало 14 классов, главный герой «Мёртвых душ» принадлежит к шестому. Но вот преступный замысел, к которому пришёл Чичиков, можно назвать уникальным.
Чичивика что это
Николай Васильевич Гоголь питал тщетную надежду, что через двести лет все люди будут «прообразами» А.С. Пушкина, имея в виду благородство, талант, широту мысли великого поэта. Двести лет прошло, но люди не стали похожими на главного пророка золотого века. Природа рождает гения редко, и его гениальность всё же неповторима. Это сполна доказывает поэма самого Н.В. Гоголя «Мёртвые души». «Боже, как грустна наша Россия», – заключил А.С. Пушкин, услышав первые главы произведения.
Инсценировку «Мёртвых душ» на сцене театра им.Вахтангова представили Владимир Иванов и Андрей Тупиков. Жанр авторы обозначили забытым названием «галопад». Это быстрый парный танец, который Н.В. Гоголь упоминает в сцене описания бала: «Галопад летел во всю пропалую…». Танец должен был метафорически создать настроение несущейся жизни, потерявшей надёжную опору. В спектакле Владимира Иванова задействовано два актёра – Мария Аронова и Владислав Гандрабура. Они не только воплощают жителей города N, помещиков, кучера Селифана, самого Чичикова, но и выступают в роли соавтора. Визуально это придает постановке этюдную форму, где короткие сцены склеены пластическими зарисовками (режиссёр по пластике – Сергей Землянский).
Фото: Валерий Мясников
Интересен приём в изображении главного героя. Актёры играют Чичикова поочередно и даже одновременно, он появляется неожиданно и так же внезапно исчезает. Внешне его профиль напоминает лик самого Николая Васильевича, только вот торчащий животик создаёт сатирический ореол. Перевоплощаться актёрам помогают многочисленные маски. Курносые, даже свиноподобные, носы, уродливые гримасы, всклокоченные широкие брови – всё это усиливает комизм и общий иронический тон. Пытаться за всем этим рассмотреть острую сатиру на современное российское общество не стоит. Владимир Иванов ставит комедию – лёгкую, задорную, яркую.
Отдельные эпизоды режиссёр решает как смелую фантастику. Появление и вид Степана Плюшкина – словно цветная иллюстрация из книжки про зловещую Бабу Ягу. «Послушай, матушка…», – обращается Чичиков, принимая помещика за старуху-ключницу. Бесконечно длинный чёрный подол, горб, крючковатый нос, лохмотья вместо одежды – превращают Плюшкина в сказочный персонаж, известный всем с детства.
Фото: Валерий Мясников
Костюмы, разработанные Максимом Обрезковым, поражают! Они пестрят необычными деталями, их интересно рассматривать, но при этом сохранена лаконичность и гармония с общим рисунком постановки. Что как не укороченные галифе из белых пышных роз подчеркнут мечтательную бездеятельность помещика Манилова? Максим Обрезков сделал акцент непосредственно на колоритности образов и на их эффектных появлениях, превратив пространство сцены в комфортный для этой цели фон. На ширмах, изображающих страницы поэмы, видеопроектор рисует красивым почерком гоголевский текст, а на движущемся круге появляются картонные фигурки дам, словно героинь кукольного домика. Центральное действие разворачивается на возвышенной площадке, ограждённой от авансцены светильниками. Это создаёт эффект «театра в театре», усиливающийся благодаря элементам теневого представления.
Фото: Валерий Мясников
Особенно запоминаются сцены появления Коробочки и кучера Селифана. Этих героев играет Мария Аронова. Актриса яркого трагикомического амплуа делает акцент на буффонаде, построенной исключительно на шутках. Не удалось обойтись без гримас, но такая утрированно-комическая манера игры не отяжеляет атмосферу. Окарикатуривание характера Коробочки происходит благодаря её необычному внешнему виду: из белого короба выходит «лилипут» в чепчике, за спиной которого кудахчут игрушечные курицы. А вот Селифан получился максимально харизматичным, кричащим во всё горло, но очень обаятельным бородачом. Он смешно впрягается в повозку, ловко балансируя на движущемся сценическом круге. Работа Марии Ароновой сполна оправдывает заявление режиссёра: «Спектакль, который станет гимном актёрству, театру…». Именно феномен актёрского перевоплощения, которое сложно описать какими-либо терминами, становится фундаментом постановки.
Фото: Валерий Мясников
Сложно представить сочинения Н.В.Гоголя без мистического шлейфа. В спектакле это выражается в «размножении» Чичикова – он оборачивается в неуловимую тень. То тут, то там вдруг вырастает его силуэт в бордовом фраке. Когда он обдумывает план заполучения мертвых душ, перед ним, будто из-под земли, вырастает трюмо. Зеркало как бы разделяет душу героя, демонически очерняя одну из её сторон. В решении этой сцены помогло внешнее сходство актёров, ведь Владислав Гандрабура – сын Марии Ароновой.
Фото: Валерий Мясников
Чичиков у Владимира Иванова вовсе не коварный авантюрист, он становится аллегорией азартного игрока, гораздо более безобидного, чем любой другой житель города N. Наверное поэтому спектакль не оставляет скорбного послевкусия, наоборот – за весёлой чередой картинок виден свет доброго снисхождения к человеческим порокам. Режиссёр откровенно признаётся: «Гоголь бездонен, это невероятный автор, и мы понимаем, что можем показать только одну его сторону…».
Вам также может понравиться
Диссоциация в условиях войны. Спектакль «Юдифь» Бориса Павловича
09.10.2021
Мир сквозь зелёные очки. Спектакль «Удивительный волшебник из страны Оз», Московский театр кукол
01.04.2021
Детство Чичикова
Чичиков в детстве жил в простой избе, где окна не открывались совсем, даже летом. Друзей у Чичикова в детстве не было, что значительно усугубляло и без того нерадостное существование. Отец его все время болел, что также существенно ударяло по финансовому состоянию семьи. Семья Чичиковых владела всего-навсего одной семьей крепостных. Это никак не позволяло им обеспечить безбедное существование. В целом же, у самого Чичикова осталось слишком мало воспоминаний о своем детстве.
Однако ситуация Павла Ивановича не была безысходной – его родители обладали достаточными финансами, чтобы отправить учиться своего сына. Поэтому, несмотря на свое детство, граничащее с жизнью простых крестьян, у Чичикова появилась возможность вырваться из бедности.
Обучение в училище
По мере взросления Павла Ивановича, основным вопросом стало получение должного образования и навыков, позволяющих ему занять удачное место в жизни.
Вскоре решение было принято, и Павел Иванович стал учеником одного училища. Жил он у своей дальней родственницы. Это позволило обеспечить приличные условия для жизни и при этом сэкономить значительную часть денег.
Чичиков не был особо одаренным учеником – его знания и талант не позволяли ему выгодно выделиться из толпы таких же, как и он, учеников. В этом случае Чичикова спасли его прилежность и старательность.
Со временем он научился угождать учителям, что сыграло немаловажную роль в его обучении и создало иллюзию хорошего и примерного ученика. Чичиков уже больше никогда не виделся со своим отцом. У них всегда были напряженные отношения – отец не умел быть ласковым с сыном, он всегда вел себя по отношению к сыну строго и жестко, уезд из родного дома только усилил эти чувства отдаленности. Отец Чичикова умер, в то время, когда Павел Иванович был еще учеником. Особого наследства от отца не осталось, поэтому Чичиков решает продать все, что было. После продажи он смог получить тысячу рублей, что было, конечно, небольшой сумой, но позволило экономному Чичикову сделать старт в жизни.
К деньгам Павел Иванович научился бережно относиться еще в юношеские годы. Во время обучения он старался всячески найти возможность заработать деньги, накопленное он обычно не тратил, что позволило Чичикову сколотить небольшой личный капитал. Сначала Павел Иванович лепил птиц из воска и раскрашивал их, затем выдрессировал мышь и тоже смог ее удачно продать.
Дорогие читатели! Предлагаем проследить за образом Плюшкина в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”
В училище Чичикову также не удалось найти себе друга, причиной этого была, скорее всего, его скупость и жадность. Павла Ивановича не любили в коллективе.
Служба Чичикова
После окончания училища Павел Иванович Чичиков приступает к гражданской службе. Первое его рабочее место и должность были самыми обычными и простыми – приложив немало усилий он устроился работником в казенную палату.
Однако искать более выгодное место не перестал. Вскоре такая должность нашлась и Чичиков приступает к службе, где имеет возможность сделать существенные накопления нечестным путем. Однако ничто не бывает вечно – новое начальство сумело разоблачить Чичикова.
После этого инцидента Чичикову не остается ничего другого как начать все сначала. Он работает на мелких, незначительных должностях в разных городах, пока ему не выпадает случай стать работником на таможне, чем Чичиков и пользуется.
Его служба начинает складываться вполне успешно и Чичиков даже получает повышение до коллежского советника. Однако, это длилось недолго.
Его неприятная история на прошлом месте службы его ничему не научила – Чичиков опять ввязывается в аферу, на этот раз он взаимодействует с контрабандистами. Дело это оказывается очень прибыльное и у Павла Ивановича вскоре появляются существенные накопления, что правда ненадолго – его афера была обналичена и Чичиков вновь теряет все.
Оставшись у разбитого корыта, ему ничего не остается другого, кроме как начать все сначала – Чичиков начинает свою карьеру в третий раз. На этот раз он приступает к работе поверенным. В это же время у Чичикова созревает план для следующей своей аферы, позволяющей разбогатеть на пустом месте – он планирует скупить «мертвые души», чтобы, перепродав их, обогатиться. В надежде осуществить задуманное, Чичиков берет своих двух единственных слуг, бричку и все свои сбережения – 10 тыс. и отправляется в уезд, для покупки.
Совершив удачные сделки, Чичиков поспешно ретируется с поля обмана, его дальнейшая судьба неизвестна.
Характеристика Чичикова
Идею сюжета писателю подсказал Пушкин. Замысел в том, чтобы показать высшие слои общества и разоблачении собственных пороков. Главный герой произведения Чичиков, не глупый, не красив, не старый и не молодой, не богач и не бедный помещик. Главная особенность – малозаметный тихий, присутствуют приятные манеры, высшая степень предприимчивости. Чичиков привлекает помещиков собственной манерой общения, и находит во выгоду везде. Для героя деньги – это средство для высшей жизни. Чичиков прижимист к деньгам умеет копить и обходиться малым. Но настолько любит собственную персону, что одевается в дорогие наряды покупает дорогие ткани, парфюм, заграничное мыло.
Сюжет произведения основан на Чичикова живости и находчивости. В начале произведения Чичиков приезжает в маленький городок и начинает знакомиться с местными чиновниками и помещиками. С первой главы, когда Чичиков начинает льстить должностным персонажам, читатель понимает, что помещик отрицательный герой. Чичиков происходит из бедной добропорядочной семьи, отец советовал постоянно угождать начальству и водиться с нужными людьми, учил ценить деньги. В последней главе Пушкин описывает детство Чичикова. В жизни Чичикову свойственны целеустремленность, умение добиваться поставленной цели, склонность к риску, полагаясь только на себя. Гоголь в этой поэме показал, что крепостное право калечит не только судьба крестьян, но и характеры помещиков.
Внешность и манеры Чичикова
Чичиков собственным обаянием и внутренним стержнем, располагает к себе окружающих. Помещик восхитительно умеет вести беседы, помогают герою в этом сложный тембр голоса, и манеры. Чичиков вежливый и деликатный даже с контрабандистами. Этими талантами помещик покоряет новые высоты, Чичиков умеет “искусно польстить каждому”. Женщин мужчина сторонился, а друзей не заводил.
“Мертвая душа” Чичикова
Чичиков владеет привычкой угождать каждому, такая привычка сделала героя лживым и бесчувственным человеком. Главный герой заботиться о здоровье, не курит, не пьет, в азартные игры не играет. Не тратит лишние карманные расходы на увлечения. Главный друг героя – это трезвый ум и расчетливость. Спешка за деньгами, пустая безнравственная гонка за копейкой, заменила Чичикову жизнь. Душа Чичиков мертва как и те умершие крепостные.
Смеяться вовсе не грешно
"Мертвые души" это не только плутовская "Одиссея" — готовая основа для роуд-муви, но и перекресток литературных интенций самого Гоголя. В поэме сошлись казалось бы несочетаемые ипостаси писателя — сатирик и утопист (Константинопольский, кстати, неоднократно говорил, что русская литература в его представлении глубоко утопична). Именно из "Мертвых душ" Гоголь хотел сделать эпопею возрождения, а вернее — воскрешения России. Вот только получалось как-то неправдоподобно, так что через пять лет после публикации этой книги Николай Васильевич обратился к более прямолинейной публицистике в "Выбранных местах из переписки с друзьями".
Другие образы
Кто умер при жизни? Помещики, которые встречаются на пути Чичикова. Они обладают разным темпераментом, непохожими характерами, но их объединяет душевное омертвение. В общении с каждым из них герой играет какую-то роль. С Собакевичем он ведет себя прямолинейно. С Плюшкиным изображается из себя простака. И в этом заключается сложность и многогранность, которой обладает образ Чичикова, «рыцаря копейки». Сочинение на эту тему должно раскрыть не только особенности специфического характера героя, но то, как автор смог с помощью этого героя раскрыть скудный душевный и нравственный мир помещичьего сословия.