МТЗ-50: описание, технические характеристики, стоимость
Практически все трактора серии МТЗ-50, за исключением некоторых модификаций, оборудовались мотором Д-50: рядным, четырехцилиндровым, оснащенным жидкостным охлаждением.
Нередко он использовался также для установки на водный и железнодорожный транспорт.
Д-50 обладает следующими основными параметрами:
- мощность номинальная – 55 л. с.;
- рабочий объем всех цилиндров – 4,75 л;
- диаметр рабочего цилиндра – 110 мм;
- номинальная скорость вращения коленчатого вала – 1 700 об/мин;
- крутящий момент – 23,2 Н×м;
- вес двигателя – 410 кг;
- ресурс двигателя до первого капитального ремонта – 5 000 мото-часов;
- максимально возможная скорость МТЗ-50 – 33 км/ч.
Существует модификация мотора под названием Д-50Л, оснащенная специальным пусковым электродвигателем. Данная опция позволяет запускать трактор чрезвычайно просто.
Регулировка оборотов в двигателе Д-50 осуществляется при помощи специального устройства центробежного типа. Регулятор оборотов, который осуществляет контроль подачи топлива, является всережимным.
В качестве топлива в двигателе используется обычная солярка. Имеется два фильтра очистки – грубый и тонкий. Именно поэтому двигатель успешно будет работать как при заправке качественным дизельным топливом, так и второсортным.
Для запуска Д-50 используется специальный пусковой двигатель, имеющий следующие технические характеристики:
- скорость вращения коленчатого вала при номинальной мощности – 3 500 об/мин;
- диаметр рабочего цилиндра – 72 мм;
- ход поршня – 85 мм;
- рабочий объем – 0,3 л.
Запуск осуществляется при помощи электростартера, мощность которого составляет 0,6 л. с. Также при необходимости его можно запустить в ручном режиме.
В качестве топлива для данного устройства выступает бензин, разбавленный обычным дизельным маслом в соотношении 15:1.
Устройство трактора МТЗ-50 Беларус
Конструкция трактора позволяет адаптировать его под конкретные нужды при использовании дополнительных приспособлений, которые позволяют перевозить грузы, проводить вспашку, посев и послепосевную обработку земельных участков. Также у этой модели можно менять ширину колеи у передних и задних пар колёс. При этом передняя пара колёс с подвеской средней жёсткости является направляющей, а задняя пара – движущей, и поэтому имеет больший размер и жёсткую подвеску.
В плане обслуживания трактор МТЗ-50 достаточно простой, т.к. все узлы являются легкодоступными и находятся впереди кабины. При этом кабина выполнена из металла на основе жёсткого каркаса. Защита внешней обшивки обеспечивается двухслойным покрытием из грунтовки и порошкового красителя устойчивого к слабому химическому воздействию.
Несмотря на то, что эта модель трактора снята с производства более 20 лет назад, по-прежнему не составляет проблем отыскать все необходимые запчасти необходимые для замены. Вместе с ней может быть использован чизельный плуг.
Использование трактора МТЗ-50 зимой
Общие технические характеристики
Универсальный колесный трактор обладает следующими техническими характеристиками, которые обеспечивают выполнение сельскохозяйственных и других смежных работ:
- Тяговый класс – 1,4
- Масса – 3,60 т.
- Длина – 3,85 м.
- Высота – 2,78 м.
- Ширина – 1,97 м.
- База – 2,37м.
- Дорожный просвет – 0,47 м.
- Наибольшая скорость – 33 км/ч.
- Объем гидросистемы – 21,0 л.
- Объем топливного бака – 130 л.
- Колея (изменяемая) – от 1,2 до 2,1 м.
- Радиус поворота – 2,5 м.
Модификации и назначение спецтехники
Трактор хорошо зарекомендовал себя буквально в первые годы эксплуатации. Однако разные регионы Советского Союза отличались по климатическим и почвенным условиям, промышленным отраслям, что привело к разработке модификаций популярного трактора. Машины основных версий обозначили следующими индексами:
- «Р». Эти машины пригодны для механизированной обработки посевов риса. Для них характерен увеличенный дорожный просвет — 700 мм;
- «Н». Эта модификация спецтехники разработана для горного земледелия. Для этих машин, наоборот, характерен низкий дорожный просвет;
- «К». Данная модель предназначена для с/х работ на почвах с крутыми склонами. Характерной чертой конструкции тракторов этой модификации является повышенная устойчивость за счет применения касающихся редукторов, узлов стабилизации и опция выравнивания остова.
Кроме того, данные версии спецтехники дополнительно различались по дизайну, особенностям пуска мотора.
Важно: сегодня современные машины Минского завода индексируются как BELARUS-80.1. Уже на их конструкционной базе выпускаются примерно два десятка версий с/х техники с показателями мощности в диапазоне 81–95 лошадиных сил.
Устройство трактора
Трактор МТЗ имел гидравлический усилитель рулевого управления, что позволяло водителю без проблем управлять машиной в любых дорожных условиях. Дисковые тормоза имели действие на все колеса. Максимальная скорость движения равнялась 33 километрам в час. Габаритные размеры спецтехники были весьма скромными, что давало ей много преимуществ при маневрировании в ограниченном пространстве.
При длине 3810 миллиметров, ширине 1970 миллиметров и высоте 2470 миллиметров трактор идеально подходил для осуществления коммунальных работ в жилых кварталах. Конструкция техники позволяла устанавливать на нее огромный ассортимент навесного оборудования. Трактор МТЗ 50 использовался в качестве бульдозера, экскаватора, погрузчика.
На него ставили бурильные установки и механизмы для прорезания щелей в асфальте. В сельском хозяйстве трактор использовался для распашки земель, внесения удобрений, на посевных работах, во время культивации и мелиорации. Его тяговый класс составляет всего 1,4, так что он не предназначен для волочения тяжелых агрегатов.
Коробка трактора МТЗ-50
Механизмы трансмиссии передают импульс от мотора, колёсам агрегата. В состав передающей связи входят:
- Устройство, плавно передающее импульс;
- Связывающая муфта;
- Механизм переключения скоростей;
- Ведущая пара колёс.
Устройства плавной передачи импульса находятся в едином кожухе, состыкованном с мотором. Коробка и мост, конструктивно находятся в общих остовах со смазочной жидкостью.
Переключение скоростей механическое, с девятью передачами движения вперёд и одной передачей реверса. Зад коробки содержит редуктор, который удваивает режимы переключения. Механизмы работают от штока, перед активацией передач, включают нужный диапазон скоростей.
Схема переключения передач трактора МТЗ 50:
- Кожух коробки с поддоном;
- Валы: ведущий и ведомый;
- Каретки: переда и зада;
- Валы: средний и внутренний;
- Шестерни: с подводом и снятием вращающего импульса;
- Устройство переключения скоростей.
Передача импульса силовой установки происходит муфтой. Дальше, импульс передаётся на ведущий вал коробки. Дальше, через шестерёнки происходит преобразование импульса и передача на ведомый вал. Шестерёнки подключаются за счёт сдвига кареток по шлицам ведущего вала.
- МТЗ-60 и МТЗ-62 — оснащались двигателем СМД-12, мощностью 65 л.с. и выпускались для экспорта;
- МТЗ-50Х — высококлиренсная хлопководческая модификация с одним передним колесом или с двумя сближенными колёсами;
- МТЗ-50К (Т-50К) — крутосклонная колёсная модификация, выпускалась в Тбилиси.
- Т-50 В и Т-54В — гусеничная модификация для работы в виноградниках.
- МТЗ-50Р — полугусеничная модификация для работы на рисовых чеках.
- МТЗ-52Н — низкоклиренсная модификация (задние колёса уменьшенного размера, балочный передний мост вместо портального).
- МТЗ-50Л — отличался от МТЗ-50 пусковым устройством двигателя.
Также за годы выпуска существенно менялся внешний вид и конструкция кабины, хотя индексация оставалась без изменений:
- В начале 60-х годов с полукруглой решёткой радиатора и бескаркасной кабиной с брезентовой крышей
- С конца 60-х годов с прямоугольной решёткой радиатора
- В 70-х годах — с изменённым внешним видом капота
- В конце 70-х годов — с каркасной кабиной увеличенного размера и стеклопластиковой крышей